Судебная реформа в Украине длится уже несколько лет, но пока ни одна власть не смогла найти идеальную модель правосудия

В начале недели президент Владимир Зеленский внес в парламент новый законопроект в рамках судебной реформы. На этот шаг его подвигло решение Конституционного суда (КС), который признал принятые ранее нормы неконституционными. Под раздачу попал и весенний проект закона Зеленского, в котором КС также усмотрел нарушения Конституции. Речь идет о неконституционном сокращении количества судей Верховного суда, уменьшении судейского вознаграждения и прочее.

В Офисе президента (ОП) эти замечания учли и предложили парламенту поддержать новый законопроект, — уже менее радикальный по содержанию. Но теперь команда Зеленского столкнулась с критикой экспертов, которые посчитали, что на Банковой решили сохранить в судебной системе все как есть.

Одна из главных претензий — чрезвычайные положения Высшего совета правосудия(ВСП), — органа, который должен обеспечивать независимость судебной ветки власти, а также не допускать произвола среди судей. По факту, за многие годы ВСП (до 2017 г. — Высший совет юстиции) стал удобным для власти инструментом контроля работы судов. Реформа, начатая при президенте Петре Порошенко, не смогла искоренить влияния топовых чиновников на судебную сферу. Именно по этой причине эта ветка власти до сих пор не может очиститься от судей с сомнительной репутацией.

Общественная организация DEJURE проанализировала предложения президента. Там пришли к мнению, что все нормы противоречат судебной реформе и обязательствам Украины, прописанных в Меморандуме с МВФ.

«Президент решил отказаться от идеи очистки ВСП от нечестных членов и законсервировать, а где-то и увеличить его влияние на украинские суды. Это абсолютно противоречит обязательствам, которые взяло на себя украинское правительство перед Международным валютным фондом, и публичным обещаниям президента», — говорится в сообщении DEJURE.